Оздоровление

Остановим грипп!

Грипп – острое инфекционное заболевание с воздушно-капельным путем передачи возбудителя (вирус выделяется при кашле, чихании, разговоре). Протекает с симптомами общей интоксикации, высокой лихорадкой (выше 38,0), болями в горле, явлениями трахеита.

Возбудители гриппа делятся на типы А, В, С. Гриппом А болеют и люди и животные, в случаях передачи от животных к человеку развиваются болезни с высокой летальностью.

Источником инфекции является больной человек. Максимальное выделение вируса во внешнюю среду происходит в первые сутки заболевания. В помещениях, где находится большое количество людей – сады, школы, магазины, общественный транспорт особенно высок риск передачи инфекции. Вирусы гриппа быстро погибают при нагревании, высушивании, под влиянием ультрафиолетового облучения, дезсредств.

Входными воротами инфекции являются верхние дыхательные пути, где вирус проникает в слизистую и интенсивно размножается. Затем вирус попадает в кровь, вызывая токсические и аллергические реакции, разносится кровотоком в различные органы.

Грипп у детей начинается остро с повышения температуры до 39-40, беспокойства, нарушения сна, головной боли, может быть рвота, кратковременные судороги. Указанные симптомы являются следствием реакции нервной системы на токсическое действие вирусов гриппа. В результате повреждения сосудов возможны носовые кровотечения, сыпь, отек головного мозга. Поражение дыхательных путей на 2 сутки проявляется сухим, болезненным кашлем. У детей склонных аллергии может развиваться стеноз с осиплостью голоса, затруднением дыхания.

Для детей характерно очень быстрое развитие осложнений требующих немедленной медицинской помощи. Самым частым является развитие вторичной бактериальной пневмонии. Стеноз гортани чаще встречается у детей склонных к аллергии. Реже встречается поражение мышц (в том числе и сердечной), поражение головного мозга. При снижении температуры аспирином у детей и подростков может развиться токсическое поражение печени (синдром Рея). Характерны такие осложнения как отит, синусит, бронхит. Гриппозная инфекция может вызвать обострение и декомпенсацию хронических заболеваний.

Лечение гриппа носит симптоматический характер. Борются с интоксикацией, жаром, головной болью, кашлем. Существующие противовирусные препараты дорогостоящи и не всегда эффективны.

Профилактика. В эпидемию рекомендуется пользоваться масками для защиты, избегать мест скопления людей, чаще бывать на свежем воздухе, принимать витамин С в виде таблеток или с продуктами питания, промывать передние отделы носа с мылом 2 раза в день, употреблять в пищу сырой лук, чеснок.

Лучшим профилактическим мероприятием является вакцинация.

Прививка против гриппа внесена в национальный прививочный календарь РБ.

ВОЗ ежегодно анализирует прогноз распространения того или иного типа вируса гриппа и дает рекомендации для всех производителей вакцин по включению в состав определенных серотипов. При попадании в организм другого серотипа вируса заболевание протекает в легкой форме, пациент быстро излечивается, риск осложнений минимален. Для эпидемий гриппа характерны цикличные колебания заболеваемости. После больших эпидемий наблюдается спад, т.к. большое количество населения получает естественный иммунитет. Последний подъем заболеваемости в РБ зафиксирован в 2011г. Для сохранения уровня коллективного иммунитета необходимо привить 40% всего населения и 75% людей групп риска (дети в возрасте от 6 мес до 3х лет, дети и взрослые с хроническими заболеваниями, лица старше 65 лет, беременные, медработники, обучающиеся учреждений общего среднего, профессионально-технического и высшего образования).

Вакцинироваться против гриппа  БЕСПЛАТНО  можно после осмотра врача в медицинском кабинете УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, в прививочном кабинете детской поликлиники,

Используется вакцина «Гриппол плюс» страна производителя Россия. Вводится однократно внутримышечно и практически не дает побочных эффектов, содержит фрагменты вирусов типа А и В. Противопоказан «Гриппол плюс» при тяжелых аллергических реакциях на другие вакцины, при острых заболеваниях (вакцинация разрешается сразу после нормализации температуры), при аллергии на куриный белок.

В течение 2-4 недель после прививки формируется иммунитет, который сохраняется до 12 месяцев.

свернуть

Закаливание детей

Одной из форм физического воспитания является закаливание. Оно является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма, влияет на деятельность всех без исключения систем.

Закаливание подразумевает использование комплекса разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышение устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболеваний. Нередки случаи, когда используют одну процедуру, например, обтирание туловища холодной водой, и надеются таким образом закалиться. Увы! В этом случае вообще не может быть никакого эффекта. И вот почему. Закаленность формируется только при достаточной длительности и интенсивности Холодовых воздействий.

Важным условием достижения высокой степени закаленности являются и систематические занятия физическими упражнениями.

Говоря о влиянии закаливания на организм, необходимо упомянуть о специфическом и неспецифическом эффектах.

Специфический эффект проявляется в повышении устойчивости к жаре или холоду, в зависимости от того, какой температурный фактор применялся для закаливания.

Неспецифический эффект формируется одновременно со специфическим и выражается в повышении устойчивости к некоторым другим внешним воздействиям.

Например: одновременно с повышением устойчивости организма к холоду, обязательно повышается и переносимость недостатка кислорода, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения.

Давайте познакомимся с основными правилами закаливания.

Первое правило - понимание необходимости закаляться стало убеждением.  Только тогда можно воспитывать такую же привычку к выполнению закаливающих процедур, как привычка умываться, чистить зубы и др. Сознательное отношение формирует нужный психологический настрой, который приводит к успеху.

Второе правило - неукоснительное соблюдение здорового образа жизни, составной частью которого является закаливание.

Третье правило - систематичность закаливания, а не от случая к случаю. Даже двухнедельный перерыв значительно снижает ранее достигнутое состояние закаленности. Закаливание не следует прекращать даже в случае легкого заболевания, можно лишь уменьшить его дозу.

Четвертое правило - длительность и интенсивность закаливающих процедур надо увеличивать постепенно. Каждая новая процедура должна вызывать вначале вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение частоты и глубины дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном возрастании воздействия закаливающей процедуры. Наоборот, проявление дрожи, «гусиной кожи», побледнения кожных покровов – показатель чрезмерного увеличения силы раздражителя. В первом случае не будет нужного эффекта, во втором – возникает состояния дискомфорта, которое может привести к заболеванию.

Пятое правило - учет индивидуальных особенностей организма. У детей разная чувствительность к температурам. Один и тот же фактор может вызвать у одного легкий насморк, у другого – серьёзную болезнь. Эти различия зависят от особенностей строения тела, состояния здоровья, типа нервной системы. Так, у детей с уравновешенным характером устойчивость к холоду вырабатывается быстрее, чем у импульсивных.

Шестое правило – необходимость создавать хорошее настроение во время закаливающих процедур. При положительных эмоциях, как правило, отрицательные эффекты не возникают. Все процедуры должны выполнятся «на грани удовольствия» и прекращаться при появлении признаков неприятного восприятия процедуры. В зависимости от настроения ребенка закаливающая процедура может быть увеличена по длительности или сокращена, а температура воды понижена или повышена. Учет эмоционального состояние ребенка, его самочувствия обеспечит постоянный интерес к закаливающим процедурам, сделает их желательными.

Седьмое правило – обязательность физических нагрузок. Эффективность закаливания возрастет во много раз, если систематически заниматься физическими упражнениями, соответствующими возможностям организма.

Восьмое правило – в целях закаливания надо использовать весь комплекс природных естественных факторов – воду, воздух и солнце.

Девятое правило – учет климатических условий конкретного региона, где человек живет постоянно. Климат конкретного региона формирует специфический тип терморегуляции у человека и определяет его чувствительность к холоду.

Закаливание может быть местным и общим. При местном закаливании холод воздействует на определенный участок тела (ножные ванны, обтирание туловища). Общим считается такое закаливание, когда холодовой раздражитель действует на всю поверхность тела (ванна, душ, купание).

Хорошим средством закаливания, формирования и укрепления свода стопы в летнее время является хождение босиком по песку, траве, земле.

Приучать детей к этому надо в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2-4 до 10-15 минут. Окрепшие ноги могут ходить босиком при +20*С.

Постоянные формы закаливания – пульсирующий микроклимат и оптимальная одежда – должны дополняться солнечными и воздушными ваннами, разнообразными водными процедурами и т.д.

А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.

Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Возникающие при его недостатке нарушения естественного образования витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена приводят к заболеванию рахитом, ослаблению всего организма. Вместе с тем избыток солнечных лучей также неблагоприятно отражается на детском организме. Следовательно, рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям.

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким светлым головным убором.

Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. В этом возрасте гораздо полезнее закаливание рассеянным солнечным светом. Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами солнца.

Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не «обгорел». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3–4 дня вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1–4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2–3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3–4-летних детей до 12–15 минут, 5–6-летних – до 20–25 минут и для 5–7-летних – до 20–30 минут.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день. И еще один узелок на память мамам и папам: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу. Если же причин для беспокойства нет, постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка солнечным светом.

 В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала.

А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2–3-летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

Температура воды должна быть не менее 22–23 °С, воздуха 24–25 °С. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6–8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Лучшее время для этого: в средней полосе – от 11 до 12 часов, на юге – от 9 до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18°С.

Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее – с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойным течением воды.

Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.

Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно перенесшим какое-либо заболевание купаться можно только с разрешения врача.

свернуть

Первая помощь при перегреве, отравлении, травматизме

Самая распространенная травма у детей — независимо от сезона — это черепно-мозговая. И главная ее причина — падение. Падают дети, как правило, на голову. Ведь если у взрослых голова составляет 1/8 часть длины туловища, то у детей — 1/4, то есть голова перевешивает. Более того, когда падает взрослый человек, он рефлекторно защищает голову: группируется, подставляет руку и т. п. У маленьких этот рефлекс не выработан.

В чем особенность черепно-мозговой травмы у детей? Ребенок, упав на головку, замирает на несколько секунд, глазки закатываются, происходит задержка дыхания. При этом кожные покровы бледнеют и кровь насыщается углекислым газом. Потом ребенок глубоко вздыхает и начинает громко плакать. Затем бывает рвота. Таковы внешние признаки сотрясения головного мозга. Но в момент падения может произойти и черепно-мозговая травма. Как это увидеть? Через несколько часов, а иногда и через сутки после травмы на голове появляется мягкая припухлость. Это идет отслойка кожи и образуется наружная гематома. В таком случае требуется лечение в условиях стационара. Запускать, не долечивать до конца черепно-мозговую травму опасно. Наблюдения показали, что у 33% детей, перенесших ее, (спустя 3—5 лет) может наблюдаться повышенное внутричерепное давление, а следовательно — головные боли, головокружение, может быть снижение слуха, шум в ушах и нарушение зрения.

Первая помощь, если ребенок ударился головой:

  • прежде всего его надо уложить;
  • в случае рвоты повернуть голову набок;
  • в случае кровотечения сразу приложить к ране холод;
  • при первой же возможности доставить ребёнка в стационар.

Что делать, дети падают постоянно. Значит ли это, что черепно-мозговая травма неотвратима? К счастью, у детей, в отличие от взрослых, хорошо развита подкожно-жировая клетчатка, кости хорошо кровоснабжаются, снабжены прочной надкостницей, они гибкие, эластичные, переносят удары значительно легче, чем кости взрослого человека. А мозговая жидкость амортизирует удар и предохраняет мозг от повреждения. Поэтому, несмотря на то, что ребенок может падать по несколько раз в день, переломы и ушибы бывают реже, чем у взрослых.

Перегрев на солнце

Обычно он сопровождается повышением температуры и появлением озноба. Если перегрев очень значительный, происходит дисфункция работы желудочно-кишечного тракта, могут быть понос и рвота.

Первая помощь при перегреве:

  • ребенка надо поместить в прохладное, хорошо проветриваемое помещение. Если ребёнка знобит — обязательно согреть его.
  • Дать обильное питье. Оно должно быть прохладным — чуть ниже комнатной температуры.

Отравление

 Есть целая группа ядов животного и растительного происхождения, которые таят в себе опасность. Летом, привлеченные ярким солнышком, выползают гадюки и медянки, зацветает боярышник, волчья ягода, вылезает из земли смертельно опасное растение цикута и вырастает бледная поганка. Все растительные яды опасны не менее, чем отравлениями лекарствами. В частности, если малыш съел сочную сладковатую мякоть цикуты с слабым запахом петрушки — летальный исход наступит в первые два часа — разумеется, если не принять срочные меры. Змеиный яд (или яд животного происхождения) действует на проницаемость сосудистой стенки, происходит интоксикация организма. И очень важно, если малыша все же укусили, обездвижить конечность — наложить лангетку, как при переломе, и зафиксировать два сустава. На сегодняшний день врачи считают, что необходимости в жгуте нет, главное — уменьшить кровообращение. И немедленно обращаться в любую больницу, в хирургическое отделение. Там ребенку введут поливалентную противозмеиную сыворотку — она действует первые сутки.

Первая помощь при пищевом отравлении:

Прежде всего при сильном пищевом отравлении нужно промыть желудок. Постарайтесь уговорить ребенка выпить как можно больше воды. Причем совсем не обязательно добавлять туда марганцовку (если вы даете ребёнку жидкость с марганцем, то раствор должен быть чуть розовым). Главное, чтобы вода была холодной, потому что теплая быстро всасывается в стенки желудка и не дает эффекта. Важно, чтобы ребенок не цедил воду, а пил большими глотками и выпил много, по крайней мере 3—4 стакана залпом. Иногда уже после одного стакана бывает рвота, но это еще не означает, что желудок хорошо промыт. Только в том случае, если выпито много жидкости, желудок перерастянется, и все его складки будут промыты. Когда у больного появится озноб и из него «пойдет» чистая вода, промывание заканчивают. После этого можно выпить любой адсорбент — белую глину, активированный уголь, смекту, чтобы адсорбировались остатки отравляющих веществ.

Ребёнку, который не в состоянии выпить нужного количества жидкости, должны сделать промывание зондом в стационаре. Если отравление сопровождается поносом, то надо в первую очередь лечить ребенка, а потом уже закреплять стул вяжущими средствами. Для этой цели подойдут любые препараты с лакто- и бифидобактериями и фуразолидон.

свернуть