Профилактика насилия и семейного неблагополучия

Телефоны доверия

ТЕЛЕФОНЫ «ДОВЕРИЯ» (ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ)

 

Республиканская «Детская телефонная линия» 

Тел. 8 (801) 100-16-11

 

Городской телефон доверия: 

50-13-97

(понедельник, вторник, среда, пятница – с 8.00 до 20.00;

четверг – с 8.00 до 17.00)

 

ЦЗМ «Диалог» УЗ «Новополоцкая детская поликлиника» – г.Новополоцк, ул.Калинина, 5

тел. 8 (0214) 51-90-90, 8 (029) 594-52-76.

 

ЦЗМ «Откровение» УЗ «Полоцкая детская поликлиника» – г.Полоцк, ул.Е.Полоцкой, 18

тел. 8 (0214) 42-76-55.

 

Если Вы оказались в кризисном, опасном для жизни и здоровья положении Вы можете обратиться по телефонам в Новополоцке: 

52-34-54, 52-50-07 

(с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 в рабочие дни) 

102 (в нерабочее время и праздничные дни).

свернуть

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации, г. НОВОПОЛОЦКА

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации, ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ

Региональная карта ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ по оказанию помощи несовершеннолетним потерпевшим от сексуального насилия, торговли людьми и связанных с ней преступлений (буклет)

Профилактика насилия в семье

Насилие в семье – очень распространенная проблема. В настоящее время данная проблема имеет тенденцию к увеличению и проявляется уже сейчас в каждой четвертой белорусской семье.

   Предотвращение насилия в семье достигается системой мер по оказанию социальной, психологической, юридической и иной помощи; социальной реабилитации членов семьи; оказание помощи в разрешение конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье; предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.

  Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.

 Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.

 Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

 Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Основные причины домашнего насилия:

социально-экономические (наличие в семье безработного, материальные трудности, алкогольная или наркотическая зависимость членов семьи);

мода на насилие в массмедиа (демонстрация насилия на ТВ, в интернете, агрессивные компьютерные игры и т.д.);

индивидуально-психологические (неумение решать конфликты, неумение контролировать собственную агрессию, психические заболевания и т.д.).

   Все эти действия нарушают права, свободы, законные интересы последнего и причиняют ему физические или психические страдания.

    Помимо существующих мер уголовной или административной ответственности за проявления жестокости и насилия, органами внутренних дел предпринимаются меры по раннему выявлению семейного неблагополучия. Нередко «бытовые» конфликты происходят и в семьях, считающихся добропорядочными, где порой совершается «тихое» насилие. Граждане, против которых оно направлено, не решаются обратиться за помощью, боясь испортить репутацию семьи или лишиться средств к существованию. Выявление таких фактов зачастую осложняется желанием женщины создать мнимое благополучие и не сообщать об имеющихся проблемах своим знакомым, родственникам и близким.

    УВАЖАЕМЫЕ НОВОПОЛОЧАНЕ! Если вы стали жертвой домашнего насилия или вам известно о фактах насилия в отношении ваших близких, родственников или соседей, просим сообщать по телефонам: 50-70-98 (отдел охраны правопорядка и профилактики Новополоцкого ГОВД) 324-27-02 (Велком), 598-40-05 (МТС) или 102. Телефоны работают круглосуточно. Звонок бесплатный. Анонимность гарантируется.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ в ситуации домашнего насилия. подготовительные мероприятия

  • Подумайте о всех возможных способах, при которых можно быстро и безопасно покинуть дом в ситуации домашнего насилия.

  • Заранее собери все необходимые вещи: одежду, лекарства, документы, ключи. Спрячь их в месте, о котором не знает обидчик.

  • Позаботься о наличии карманных денег для покупки всего необходимого на время твоего отсутствия дома.

  • Договоритесь с соседями, чтобы они вызвали милицию в случае необходимости или предоставили тебе доступ к телефону.

  • Договоритесь с родственниками, друзьями о возможности предоставления временного убежища.

  • Составь список организаций в твоем городе, которые могут предоставить временный приют, оказать консультации психолога или юриста.

 В государственном учреждении «Новополоцкий территориальный центр социального обслуживания населения» отделение социальной адаптации и реабилитации предоставляет УСЛУГУ ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА.

      Услугой временного приюта могут воспользоваться граждане следующих категорий:

 лица, находящиеся в опасном для здоровья и жизни состоянии, связанном с конфликтом с другими членами семьи, подвергшиеся семейному насилию (несовершеннолетние дети могут находиться только совместно с одним из родителей);

 лица, подвергшиеся психофизическому насилию;

 жертвы торговли людьми.

    Услугой временного приюта могут воспользоваться граждане по направлению управления по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого городского исполнительного комитета, отдела образования Новополоцкого городского исполнительного комитета, учреждения здравоохранения, отделов социальной защиты и внутренних дел, а также обратившиеся по собственной инициативе.

    Основанием для предоставления услуги является направление одним из вышеназванных органов и письменное заявление гражданина, зарегистрированное в установленном в Новополоцком ТЦСОН порядке. Пребывание граждан в кризисной комнате основывается на принципах конфиденциальности. В случае необходимости руководство Новополоцкого ТЦСОН должно сообщить в органы внутренних дел, в учреждения здравоохранения о пребывании в «кризисной» комнате граждан, но с их согласия.

   Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания. Питание граждан осуществляется за счет собственных средств обслуживаемых граждан.

Если Вы оказались в кризисном, опасном для жизни и здоровья положении Вы можете обратиться по телефонам в Новополоцке:  52-50-07, 52-34-54 (с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 в рабочие дни), 102 (в нерабочее время и праздничные дни). Вам будет предложено временное место пребывания, если Вы, подверглись насилию со стороны родственников и не только, стали жертвой торговли людьми, оказана психологическая помощь!!!

Городской телефон доверия: 50-13-97 (понедельник, вторник, среда, пятница – с 8.00 до 20.00; четверг – с 8.00 до 17.00. УЗ «Новополоцкий психоневрологический диспансер»).

свернуть

Об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребёнка, подвергшегося насилию

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ОВД необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1)      физические признаки:

–        боль при сидении, ходьбе;

–        порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

–        гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

–        жалобы на боль и зуд в области гениталий;

–        повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

–        инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

–        недержание мочи;

–        наличие инфекций, передающихся половым путем;

–        беременность;

2)      изменения в выражении сексуальности:

–        кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

–        необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

–        повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

–        склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

–        имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

–        соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

3)      изменения в эмоциональном состоянии и общении:

–        трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

–        внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

–        частая задумчивость, отстраненность;

–        постоянная депрессивность, грустное настроение;

–        нежелание принимать участие в подвижных играх;

–        непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

–        чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

–        терроризирование младших детей и сверстников;

–        чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

–        возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

–        отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

–        жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

–        амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

–        рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

–        утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

–        равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

–        прогулы занятий в учреждении образования;

–        внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

–        неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

–        принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

–        неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

–        отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

5) изменения самосознания:

–        снижение самооценки;

–        отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

–        саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

–        суицидальные разговоры и попытки;

6)      невротические и психосоматические симптомы:

–        обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

–        сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

–        боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

–        головная боль, боли в области желудка и сердца;

–        навязчивые страхи;

–        расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

–        избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

–        серьезное отношение к услышанному;

–        спокойствие, выдержка;

–        успокаивания, подбадривания, поощрения;

–        сопереживание;

–        искренность, честность;

–        использование лексикона ребенка;

–        восприятие всех без исключения услышанных сведений;

–        незамедлительная и тщательная проверка предположений.

! Категорически не рекомендуется:

  • давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • советовать ребенку не обращать внимания не произошедшее.

 

Сетевые педофилы: как увидеть нападение хищника –

Интернет нужен педофилу в первую очередь для того, чтобы с меньшим риском подобрать себе жертву. Сюда входит все: и сбор информации о будущих жертвах, и собственно работа по их «завлечению в сети». Все делается удаленно, и нет риска «светить» свою физиономию – и даже вообще можно выдать себя за другого, «скажем, за… ребенка».

Именно так педофилы подбирают себе жертву в Сети – прикидываются сверстниками общающихся там детей. Вера детей и взрослых (тем более специалистов), что взрослый не знает и не освоит молодежную манеру общения, не в курсе, чем интересуются дети и что у них модно, выглядит по меньшей мере наивно. Тем более что и педофилы, как показывает статистика, отнюдь не бесталанны.

Итак, педофил представляется мальчиком или девочкой, при необходимости ставит в качестве «своего» фото, изображение какого-нибудь ребенка и начинает «завязывать дружбу». У ребенка чаще всего даже не возникает сомнения, что с ним общается не сверстник, а «пузатый дядя» – вот насколько хорошо входят в роль те, кто, по мнению некоторых, «вырос из возраста».

Педофил может предложить меняться по сети картинками с увлечениями, музыкальными файлами – то есть делать то, что делают дети и подростки, и это укрепляет доверие ребенка. Под этим соусом он начинает «вбивать» нужные ему мысли – например, меньше слушаться осторожных советов родителей. А когда «виртуальная дружба» окрепнет, педофил назначает ребенку реальную встречу. Реже в публичном месте, чаще – у себя дома, где неконтролируемое поведение ребенка легче пресечь. На встрече, собственно, и происходит растление – или, если ребенок испугался того, что вместо одногодка там оказался дядя – изнасилование. Нередко педофилы снимают свои «сессии» на фото или видео и обмениваются кадрами с другими педофилами.

Подобрать себе жертву педофил может не только в детском чате или форуме. Ему вполне могут помочь абсолютно доступные Интернет– сайты школ, детских кружков и прочих внешкольных организаций. Дело в том, что там имели (а кое– где и до сих пор имеют) свойство размещать фотографии учащихся или кружковцев, расписание занятий по группам или классам и т.д.

В результате педофил может точно установить местонахождение ребенка и по фотографии даже оценить объект «охоты». Дальше, например, ребенка встречают у школы, обманывают какой-нибудь «легендой» и ведут в укромное место.

Симптомом развращения ребенка педофилом может быть резкое изменение его поведения – ребенок становится замкнутым, плаксивым, боязливым, начинает плохо спать по ночам. А также лишние деньги в объемах, которых у детей обычно не бывает – частые «подарки».

Впрочем, вместо купюр могут наличествовать новые игрушки, одежда (родителями или родными не покупавшаяся), гаджеты (электронные игры или даже мобильник).

Родителям стоит уделять внимание и на переписку посредством социальных сетей и мобильных приложений своих детей со знакомыми им друзьями и одноклассниками, походы к ним в гости. Ведь педофил может их ждать и там.

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц.

-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором  - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

СправочноСексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

-ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

-изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием  детьми, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

Признаки сексуального насилияу детей и подростков

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

свернуть

Насилие наказуемо!

Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ – умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

В большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕесли Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое. 

Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.     

Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность.

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.

К категории АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, может быть отнесено:

  • умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, либо нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления (статья 10.1 КоАП РБ).  

В данном случае административный процесс начинается только по требованию потерпевшего или законного представителя посредством подачи заявления и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

При этом административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом органа внутренних дел при отсутствии указанного требования, и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

За совершение насилия в семье предусмотрена УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • за умышленное причинение легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, предусмотрено наказание в виде штрафа, общественных или исправительных работ на срок до одного года, или ареста (ст. 153 УК РБ);
  • за насилие, сопряженное с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения, не опасного для жизни, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до 4-х месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, предусмотрено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст. 149 УК РБ);
  • за истязание, т.е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотрено наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.154 УК РБ).
  • если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или зависимом положении, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы.
  • за насилие, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, угрозу убийством или уничтожением имущества общеопасным способом, предусмотрено наказание в виде штрафа, или общественных и исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.186 УК РБ).

Дела об уголовно-наказуемых деяниях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, также могут быть возбуждены прокурором при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества, или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого, либо лица, не способного по иным причинам самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит.

Руководителем органа внутренних дел в отношении гражданина, совершившего насилие в семье, может быть вынесено защитное предписание, направленное на ограничение совершения определенных действий (статья 31 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

Для граждан, в отношение которых вынесено защитное предписание (предполагает запрет на совершение бытового насилия, запрещает разыскивать, посещать, вступать в контакты с потерпевшим), определено жилое помещение для временного пребывания.

ПОМНИТЕ: КАЖДОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЛЕЧЕТ ЗАСЛУЖЕННОЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ НАКАЗАНИЕ, А СОЖАЛЕТЬ О СЛУЧИВШЕМСЯ БУДЕТ УЖЕ ПОЗДНО!

 

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищённости, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
      Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
 Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребёнку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьёзные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребёнка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации. Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребёнку обнажённых гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребёнка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребёнком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
     Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
   Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространённым свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребёнка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бёдер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребёнка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребёнка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребёнка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребёнку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребёнка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребёнка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление её преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
   Перечисленные признаки ещё не свидетельствуют о том, что в отношении ребёнка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
    Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребёнка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребёнком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
    Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
       При выявлении признаков (фактов) насилия над ребёнком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребёнка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребёнка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утверждёнными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребёнка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

 
свернуть

Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому обращению с детьми в семьях

Различные формы насилия по отношению к детям, могут быть вызваны семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в них эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических характерологических особенностей родителей и ребенка.

  1. Социальные проблемы семьи
  • неполная или многодетная семья;
  • семья, в которой постоянно возникают конфликты межу родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
  • социальная изоляция семьи, специфические национально-культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • незрелые родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
  1. Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи
  • психические заболевания (психоз, депрессия);
  • критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
  • умственная отсталость;
  • недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • наличие в прошлом в семьях жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, сексуальной агрессии или были лишены родительского внимания.
  1. Факторы риска, характеризующие особенности детей-жертв насилия:
  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

 Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

свернуть

"Нет" детскому насилию!

В настоящее время во всём мире наблюдается устойчивый рост преступлений, связанных с посягательством на половую свободу и половую неприкосновенность лиц, не достигших 16 летнего возраста. за последние 5 лет на территории Республики Беларусь количество таких преступлений возросло.

Уголовная ответвеннность за указанную категорию преступлений определена частью третьей ст.166 ист.167, а также статьями 168 и 169 УК Республики Беларусь. Максимальные сроки - до 15 лет лишения свободы.

Основными источниками информации для возбуждения и расследования уголовных дел являются заявления родителей или законных представитлей несовершеннолетних, которые пострадали от сексуального насилия. Выявление преступлений в данной сфере осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать информацию о случившемся.

Как правило своих жертв перступники стараются выбирать из малообеспеченных семей. Злоумышленники заманивают их в свои сети, угощая различными сладостями, передавая незначительные суммы денег. Имея хорошую психологическую подготовку, преступники оказывают детям, обделённым родительской любовью, своё внимание и ласку, неестественную для чужого человека.

Преступники, как правило, стараются трудоустроиться на работу в места пребывания молодёжи - школы, интернаты, различные дома творчества и спортивные секции. своим поведением и поступками они не выдают свои истинные намерения.

Необходимо определить линию поведения детей и подростков, которые вероятно, могли подвергнуться какой-либо форме сексуального насилия. Выделяют следующие признаки в поведении и образе жизни несовершеннолетних:

- ведут взрослые разговоры об интимной жизни;

- приобретаютвещи и предметы, которые ранее им не могли позволить родителеи (мобильные телефоны, планшеты и т.п.)

- увеличивается количесвто общений по средствам мобильной связи и интернета с лицами, не являющимися их сверстниками;

- появляются деньги, в том числе и на средствах мобильной связи, происхождение которых дети не могут объяснить либо явно лгут;

- отказываются продолжать ходить на частные занятия, резко меняют своё мнение с положительного на негативное в отношении лица, которое проводило занятия, при этом не могут объяснить причину своего поведения;

- отказываются либо пытаются избежать прохождения планового медицинского обследования;

- при насилии в семье страются больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении с взрослыми становятся замкнутыми;

- боясь родителей, о происходящем насилии рассказывают "по секрету" своим близким друзьям, жалуются на боли половых и внутренних органов.

Уважаемые взрослые, о всех ставших известными вам фактах педофилии, неотлагательно сообщайте в городской отдел внутренних дел. Вместе мы должны обезопасить наших детей от насилия!

свернуть

Правило нижнего белья: психолог о личных границах детей

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел ясно и четко высказывать свое мнение, отстаивал его, понимал, когда следует уступить и кому, а когда настоять на своем, мог защитить себя и знал, к кому можно обратиться. Чтобы сын или дочь понимали свои желания, могли на их основе ставить цели и достигать их.

Чтобы дети не вступали в токсичные отношения и выбирали себе партнеров и друзей, близких по духу, умели говорить «нет» и знали, чему именно в жизни сказать «да». И в итоге — почувствовать себя счастливыми и реализованными в жизни. Все это тесно связано с темой «личных границ».

Понимая, где начинается и заканчивается «Мое Я», мое тело, где границы других людей, и в чем они проявляются — мы можем управлять своей жизнью, а не поддаваться на манипуляции других людей, сгибаясь под гнетом огромного количества обязательств перед другими.

Родителям современных детей приходится учиться этому на себе. Мало у кого из нынешних взрослых в родительских семьях соблюдались такие правила, как стучаться в дверь комнаты (у некоторых и комнаты своей не было и даже личной кровати), спрашивать о желаниях, любимой еде и других предпочтениях. Поэтому нам хочется дать своим детям это пространство свободы и возможности брать ответственность за себя уже с детства.

Ниже психолог и кандидат медицинских наук Анастасия Еремеева рассказывает о том, как мы, взрослые, можем научить ребенка понимать свои границы и отстаивать их. Это несколько простых действий, которые необходимо регулярно выполнять всем: и взрослым, и детям рядом с ними. Они помогут в воспитании и дадут понимание того, на что ребенок имеет право, и как ему взять это право из наших рук.

Два основных вида личных границ

Прежде чем переходить к обсуждению того, как помогать ребенку формировать личные границы, давайте взглянем на два основных вида этих границ.

Физические границы

Это наше тело и пространство около него. И если для одного человека для того, чтобы чувствовать себя комфортно, нужно, чтобы окружающие находились на расстоянии в не менее чем 1,5 метра, то для другого и сосед в полуметре рядом не будет вызывать ощущения неловкости.

Обычно разделяют четыре вида зон по степени нашего доверия:

  • Интимная зона — до 50 см вокруг нас (в нее мы пускаем только самых близких людей);
  • Зона друзей — от 50 см до 1 м;
  • Зона знакомых — от 1 м до 1,5 м;
  • Зона для остального мира — от 1,5 м.

У детей стеснительных, замкнутых или интровертов — часто большие физические границы. Им дискомфортно, когда другой (особенно незнакомый или малознакомый человек) подходит слишком близко. Родителю важно это учитывать, не заставляя ребенка принимать знаки внимания, которые ему не нравятся — например, поцелуи бабушек или прикосновения соседей. Также не стоит настаивать на том, чтобы он играл с детьми, которых он видит в первый раз.

Психологические границы

В них входит все то, о чем мы думаем и мечтаем, наши фантазии о себе, окружающем мире и других людях. Наши память, знания, мысли, эмоции, чувства — это зона нашего комфорта и гармонии, а также нашего внутреннего и внешнего мира. Это все принадлежит нам. И мы можем впускать туда людей (делиться с ними этими мыслями) или нет. Это право каждого человека. Априори. В том числе и ребенка.

На что обратить внимание при формировании у ребенка личных границ: 6 нюансов

Эти пункты научат ребенка выстраивать и сохранять полноценные отношения с собой и окружающими людьми так, чтобы ему не приходилось подавлять себя и свои эмоции, а также, чтобы окружающие понимали, что ему подходит, а что нет.

«Я, я и только я. В первую очередь надо заботиться о себе, а потом уже решать, как и в каком объеме вы можете позаботиться об окружающих. Это не эгоизм, а тем более не самовлюбленность. Вспомните, как в самолете инструктируют перед полетом: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на других. Это практический пример заботы о себе, очевидно, нацелен на общее благо». 

Цитата из книги «Личные границы» Дж. Миллер и В. Ламберт

  1. Тело ребенка — это важно

Ребенок не должен терпеть неудобную одежду, обувь, жесткую мочалку, холодную/горячую воду и другие некомфортные вещи. Ведь они могут натирать нежную кожу ребенка, ранить его, создавать дискомфорт. Из-за этого он может терять связь со своим телом и сигналами о неудобстве, поступающим от него.

Из-за этого уже во взрослой жизни человек способен переставать обращать внимание на симптомы простуды или других болезней, обращаясь к врачу уже с запущенными формами. Такое часто происходит тогда, когда в детстве родители регулярно говорили ребенку: «Терпи, твои неудобства не важны, я лучше знаю, как должно быть».

  1. Дети имеют право говорить «Нет, мне это не подходит» любому человеку

Да, абсолютно любому. И родителям, и другим родственникам, и в детском саду, и на игровой площадке, и чужим людям. Ярким примером «Не подходит» может стать отказ отдавать свои игрушки совершенно незнакомым детям, да и знакомым тоже — ребенок не должен этого делать. Это родитель думает о приличиях, доброте, щедрости.

А ребенок только начинает ощущать чувство собственности и принадлежности. И игрушки часто являются продолжением его самого. Как это — отдать руку или нос? С мишкой или машинкой то же самое. Или «Я не хочу обниматься и целоваться со всеми родными в этом доме. Я хочу сам решать — с кем мне комфортно это делать, а с кем — нет». И тут опять мы встречаемся с чувствами родителей: это неудобно, а что подумают бабушки, а вдруг они обидятся и так далее...

  1. Внимательно слушайте ребенка, когда он говорит вам «нет»

Спрашивайте его — «почему нет?» Помогайте обосновать свою позицию и понять, что именно вызывает в нем протест. Даже если вам очень нужно услышать «да», осознайте, что ребенок не всегда будет с вами согласен.

  1. Ребенок имеет право в любой момент изменить свое «да» на «нет»

И в этой ситуации он не должен нести за это наказание.

  1. Необходимо интересоваться мнением ребенка на события в его жизни, в вашей семье и вокруг него

Во-первых, это поможет вам быть близким к своему ребенку и усилит доверие между вами. Во-вторых, у ребенка будет опыт возможности свободно говорить о своем мнении, наблюдениях, чувствах со взрослыми. Он будет учиться рассказывать об этом вам и слышать обратную связь в ответ.

В-третьих, он будет чувствовать себя значимым в вашей жизни и жизни семьи, что уже в подростковом возрасте поможет вам всем комфортнее пройти этот непростой период.

  1. Стоит установить правило уважения личных границ каждого члена семьи

Нужно обговорить с ребенком, какие бывают границы, и в чем заключается их уважение. Полезно выписывать список личных границ (то есть важные правила и пожелания от каждого члена семьи) на магнитной доске или повесить распечатанный лист на самом видном месте.

Например: У мамы есть личное время, и когда она закрывается в спальне, то ее не стоит беспокоить, пока она не выйдет. Или — мама наклеивает на дверь желтый кружок — это значит, она отдыхает. Сыну важно, чтобы в его дверь стучали и разрешали в субботу приглашать друзей в гости после обеда. Проговаривайте с детьми, какие эмоции у вас возникают от нарушения границ: злость, обида, раздражение, возмущение, разочарование и т.д.

Правило нижнего белья: что это такое

В англоязычной литературе есть аббревиатура «РАNTS» (англ. трусы), которая в России известна как «правило нижнего белья». Она состоит из пяти элементов.

  1. Р — private (англ. приватность)

Интимные части тела принадлежат только тебе. Исключение — родители (они могут помочь в гигиенических вопросах), а также врачи, исследующие эти части в диагностических и лечебных целях, но с разрешения родителей. Интимные части тела важно называть правильно без уменьшительно-ласкательных прозвищ (таких как цветочек, пестик, пирожочек).

  1. А — always (англ. всегда)

Всегда помни, что твое тело принадлежит только тебе. Как можно чаще повторяйте это правило. Ребенок должен понимать, что никто не имеет право без разрешения лезть к нему под одежду, а особенно под нижнее белье.

  1. N — No (англ. нет)

 «Нет» означает запрет. Дети могут отказаться от поцелуев, объятий даже со стороны близких людей. Важно делать на этом акцент и объяснять, что если ребенку не нравится что-то, он должен говорить «нет» сразу и твердо. Не целуйте ребенка насильно.

  1. Т — Talk (англ. обсуждай)

Делись секретами, которые тебя расстраивают или вызывают дискомфорт. Объясните, что любая тайна, которая вызывает страх или дискомфорт — это плохая тайна, и важно обсуждать подобные вещи с родителями. Они не будут за это ругать.

  1. S — Speak up (англ. выскажись)

Выскажись, и тебе помогут. Этот пункт можно развивать с самого рождения: он про доверие между вами и ребенком. Он о том, что ваш ребенок видит в вас друга и может без страха делиться самым сокровенным. Это инвестиции в будущее, которые особенно пригодятся в период «кризиса подросткового возраста».

Как помочь ребенку осознать важность личных границ: главное правило

Хочу напомнить вам самую работающую систему воспитания. Сначала мы изучаем свои личные границы, потом границы супруга/супруги и потом уже обучаем им ребенка. Дело в том, что сколько бы вы ни рассказывали о правиле «нижнего белья» или правиле «стучать в комнату другого» — если вы сами будете их нарушать, то ребенок позволит это и другому взрослому, и себе самому.

Поэтому рассказывайте на своих примерах и соблюдайте те правила, которые декларируете.

Как через игру с ребенком исследовать тему личных границ в семье

Лучшая система обучения для детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) — это игровая форма. Поэтому предлагаем вам игру, через которую вы можете обсуждать с ребенком тему личных границ с разных сторон и объяснять ему какие-то нюансы на понятном ему языке.

Игра «Карта моей жизни» (подходит взрослым и детям с 6-7 лет)

Предложите ребенку и другим членам семьи нарисовать «Карту своей жизни», где вы и все окружающие вас люди — страны (или острова в океане, или звездные галактики — выбор зависит от интересов вашего ребенка). Вы можете быть разного размера и, конечно, у вас разные отношения между объектами (странами, республиками, королевствами, звездами и т. д.).

С кем-то — общие границы, с кем-то — нет. С одними вы можете граничить по воде (или находиться в одной галактике). С кем-то у вас может быть даже общая зона — таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, а с кем-то усложненный. А до кого-то вам ни на коне не доскакать, ни на космическом корабле не доехать. Когда вы все нарисовали, разукрасили, обозначили — положите свои рисунки рядом и начните изучать. Комментируйте с акцентом на то, что у ребенка получается хорошо.

Задавайте вопросы и внимательно слушайте его ответы. Постарайтесь ставить себя на место ребенка. Учитывайте его возраст и развитие. Не сравнивайте с другими членами семьи. Давайте ему время сориентироваться и подумать. Меняйтесь с ним местами и дайте возможность задать вопросы вам. Вспомните, каким вы были ребенком, или подключите к игре своего внутреннего ребенка.

Примеры вопросов:

«Почему у тебя бабушка так далеко? А как же к ней добраться?» «Какие отношения между этими странами (островами, звездами)?» «Как ты еще можешь защитить свои государства? Что тебе может помочь? К кому ты можешь обратиться?» И так далее.

Ваша задача как родителя — поддерживать ребенка и обучать через игру, в которой у него могут быть ресурсы для отстаивания личных границ, и ему становится понятно, к кому он может обращаться в сложных ситуациях. И, конечно же, рисунок вам покажет то, как сам ребенок видит окружающий его мир.

Знакомьтесь со своими детьми — они так быстро развиваются, что мы можем и не успевать за их скоростью. Можно повторять игру через год и смотреть, как меняются ситуации и границы.

Эти простые правила позволяют укрепить личные границы детей и с большой вероятностью предотвратить детское насилие.

 

свернуть

Правило трусиков: отрывок из сборника терапевтических сказок «Психология для ребят»

Мы с вами много и часто обсуждаем вопрос сексуальной неприкосновенности детей. Но все же у родителей часто возникают вопросы о том, как правильно поговорить с ребёнком о сексуальной неприкосновенности., тем более, маленьким. В помощь таким родителям в издательстве АСТ Nonfiction выходит книга «Психология для ребят: новые истории Дуни и кота Киселя». Ее написали семейный психолог и коуч Лариса Суркова и психотерапевт, постоянный эксперт журнала Psychologies Мария Эриль. Этот сборник терапевтических сказок поможет не только обсудить с ребенком темы интимности и сексуальных отношений, но и ответить на сложные вопросы о смерти, конфликтах, несправедливости и зле. Публикует отрывок из «Психологии для ребят» — главу, которая называется «Правило трусиков».

 

Дуня и мама ехали в машине домой после детского праздника. Как же хорошо она повеселилась с друзьями! Они прыгали на батуте и громко-громко визжали.

А потом ели вкусности и все вместе рисовали картину. Довольная Дуня по пути домой предалась размышлениям:

– Мамочка, а что такое интимная зона?

– Это зависит от того, о чём идёт речь. В доме может быть интимная зона, на теле... Где ты услышала это?

– По телевизору было что-то про интимные зоны, и стояла тётенька в купальнике.

– Ну, всё верно. Те зоны, которые прикрыты купальником, считаются интимными. То есть это такие зоны, которые ты никому не показываешь, а только сама видишь, когда душ принимаешь или переодеваешься.

– А! То есть это голые зоны! — воскликнула Дуня и захохотала. — Нужно купальником прикрывать голые зоны. Если не прикроешь — будешь голая.

– Интимные — это значит никому не показываем и никого постороннего не допускаем. Если у человека в трусиках чешется, или что-то покраснело, или есть что-то необычное и неприятное, тогда он идёт к врачу. А ещё важно, чтобы никто — ни взрослые, ни дети — не просили тебя показать свои интимные зоны, или просили посмотреть или прикоснуться к их зонам.

– Фу-у-у! Кому такое в голову придёт?

– Дуня, люди такие странные бывают...

– Мама, не волнуйся, я всё поняла. Я ещё раньше поняла. Помнишь, я тебе говорила, как услышала недавно на площадке, что мальчики девочкам показывали, что у них в трусиках? Вот я тогда подумала, что это ни к чему. А теперь понимаю — это же интимная зона! Чтобы узнать, где что находится, можно и на картинку посмотреть.

– Всё верно! То, что ты говоришь, называется «уметь постоять за себя». Все смелые и мудрые дети так поступают.

– Мама! А ещё я как-то по телевизору видела фильм, в котором незнакомый дядя обманул мальчика. Он сказал, что мама мальчика сидит у этого дядьки дома, и мальчик пошёл с ним к маме. Но тут пришла сама мама и спасла его. Я так испугалась... А что было бы, если бы она не успела?

– А почему этот мальчик за дядей пошёл?

– Я не знаю.. Я бы точно не пошла!

– Как я рада, что ты это понимаешь! В мире бывают разные люди, и пока ты ещё малышка, я тебя очень прошу доверять самым близким. Мы с папой всегда будем рядом, и такого, как в кино, точно не случится.

Дуне стало очень легко и спокойно на душе. Плавные покачивания машины потихоньку усыпляли её, и во сне она видела, как превратилась в маленького дельфина, резвилась и выпрыгивала из воды, пуская фонтанчики. А мама и папа, словно два огромных и невероятно прекрасных кита, важно плыли по обе стороны от дельфина Дуни. От того, что они рядом, было так спокойно и так радостно.

Мама ласково прикоснулась к щеке Дуни:

– Солнышко моё, просыпайся, мы дома.

Сонная Дуня наскоро умылась и переоделась в пижаму. Кисель, мурлыкая, свернулся на тумбочке и грелся под светом ночной лампы. Коты очень любят спать в самом тёплом месте!

– Кисель! — тихо и очень нежно проговорила Дуня. — Я хочу попросить у тебя прощения! Я спросила тогда, что у тебя под хвостом, я не подумала, что это твоя интимная зона. Прости меня, пожалуйста, и не обижайся!

– Я? Обижаться? Никогда! У нас, котов, свой этикет. Людям его не понять!

свернуть

Наблюдение за поведением ребенка

Цель: выявление перемен в поведении ребенка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми собирается информация о том, имеют ли место поведенческие маркеры, представленные в таблице. Подходит для всех возрастных категорий несовершеннолетних.

Поведенческий маркер

Проявление маркера в поведении

1.

Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка

Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).

2.

Регресс в поведении

Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.

3.

Сверхбдительность или повышенная возбудимость

Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

4.

Стремление избегать всего, что связано с травмой

Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.

5.

Нарушение доверия к окружающим людям

У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

6.

Наличие страхов

Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое.

7.

Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки

Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.

8.

Агрессивность по отношению к другим

У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

9.

Склонность к аутодеструктивному поведению

 

Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.

10.

Диссоциации

 

Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без­различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

свернуть

Наблюдение за деятельностью ребенка

Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.

свернуть

Педофилам нет места в обществе!

В настоящее время во всем мире наблюдается устойчивый рост преступлений связанных с посягательством на половую свободу и половую неприкосновенность лиц, не достигших 16-ти летнего возраста.

Анализ оперативной обстановки в Республике Беларусь свидетельствует о сохранении негативных тенденций в сфере совершения преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Латентность данного преступления позволяет виновному лицу длительное время оставаться вне поля зрения органов внутренних дел, а несовершеннолетним жертвам подвергаться дальнейшему насилию.

Уголовная ответственность за указанную категорию преступлений определена в Уголовном кодексе Республики Беларусь частью третьей статьи 166 и 167, а также статьями 168 и 169 Уголовного кодексе Республики Беларусь. Максимальные сроки уголовной ответственности определены до 15 лет лишения свободы. Однако вся суровость уголовной ответственности не позволяет предупредить дальнейшее совершение указанной категории преступлений педофилами в отношении несовершеннолетних.

Основным источником информация для возбуждения и расследования уголовных дел являлись и являются заявления от родителей или законных представителей несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности.

Выявление преступлений в сфере половой неприкосновенности  несовершеннолетних осложняется не желанием ряда взрослых и самих детей разглашать о случившемся, дабы не испортить репутацию несовершеннолетнему и семье, где он воспитывается.

Данный факт воспринимается педофилами, как возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних, рассчитывая, что о совершенных ими преступлениях за исключением потерпевших и их близких никто не узнает.

На опыте, полученном сотрудниками милиции в указанном направлении, с уверенностью можно сказать, что преступления в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних по-прежнему остаются латентными. Выявляемые преступления являются лишь малой частью от  всех, совершенных в отношении детей.

Как правило, своих жертв педофилы стараются выбирать из малообеспеченных семей, изредка, из достаточно обеспеченных семей.

В случае если потерпевшие из малообеспеченных семей, то педофилы заманивают их в свои сети, угощая различными сладостями, передавая последним незначительные суммы денежных средств. В случаях с детьми из обеспеченных семей, находятся аргументированные убеждения, о том, что занятие сексом, в том числе, и в неестественных формах, это «модно» и это необходимо попробовать, чтобы быть в тренде.

Имея хорошую психологическую подготовку, преступники оказывают детям, обделенным родительским вниманием, свое внимание и ласку, неестественную для чужого человека, заменяя таковых со стороны родителей. Как известно, именно этого не хватает детям, в связи с чем, они всегда ищут возможность получить недостающее внимание.

Возвращаясь к преступникам, совершающим преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних, следует отметить, что это могут быть лица, ведущие одинокий, замкнутый образ жизни, не стремящиеся создать и поддерживать отношения с противоположным полом. Так и ведущие спокойный, размеренный семейный образ жизни, не привлекающие к себе внимания окружающих. 

Последние, зачастую их считают в обществе примерными семьянинами, они имеют детей, активно участвуют в общественной жизни.

Преступники, как правило, стараются трудоустроиться на работу в места пребывания молодежи – школы, интернаты, различные дома творчества и спортивные секции. Своим поведением и поступками не выдают свои истинные намерения. Общение с несовершеннолетними не вызывает у окружающих подозрения, так как все свои действия преступники искусно камуфлируют под общественную деятельность – преподают уроки рисования, музыки, занимаются репетиторством, проповедуют религию, оказывают спонсорскую помощь детским интернатным учреждениям, и все это, в своем большинстве, безвозмездно. 

Педофилы могут получать удовлетворение как от общения и прикасания, так и просто наблюдения за несовершеннолетними. При возможности вступить в половой контакт, они, обычно стараются удовлетворить своего «партнера» любыми способами, а именно в случаях с девочками целовать, ласкать тело и интимные места, целовать половые органы.

Избранная линия поведения не только способствует его положительному образу, но и защищает преступника, характеризуясь только с положительной стороны, любые высказывания пострадавших детей в свой адрес, преступник парирует фразой: —  «Ребенок получил от меня мало внимания, денег и т.д., и таким образом желает обратить на себя внимание», в то же время, дети не пострадавшие от преступной деятельности поясняют, что ничего подобного с ними не происходило, чем становятся на защиту преступника, сами того не осознавая.

Необходимо определить линию поведения несовершеннолетних, которые вероятно могли подвергнуться какой-либо форме сексуального насилия со стороны совершеннолетних лиц. Выделяют следующие признаки в поведении и образе жизни несовершеннолетних:

1. Ведут взрослые разговоры об интимной жизни;

2. приобретают вещи и предметы, которые ранее им не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);

3. увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися их сверстникам;

4. появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых дети не могут объяснить либо явно врут;

5. отказываются продолжать ходить на частные занятия, резко меняют свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не могут объяснить причину своего поведения;

6. отказываются либо пытаются избежать прохождения планового медицинского обследования;

7. при насилии в семье стараются больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становятся замкнутыми;

8. боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывают «по секрету» своим близким друзьям, жалуются на боли половых и внутренних органов.

 

 

По ставшим известными фактах педофилии необходимо сообщать в ОВД Новополоцкого горисполкома. Как обществу со здоровой правовой оценкой, мы не можем оставаться в стороне от развития и безопасности маленького представителя нашего общества.

свернуть